Перспективные направления мобильной разработки

17.09.2015

перспективные направления мобильной разработки

Современный фокус разработки программного обеспечения все больше смещается в сторону разработки приложений для мобильных платформ, для того есть две основных причины:

  • Рынок мобильных приложений растет, и это особенно заметно на фоне замедления продаж настольных компьютеров и ноутбуков. В самом деле, современный смартфон от китайских производителей можно приобрести за весьма скромные деньги, что позволяет даже малообеспеченным жителям стран третьего мира приобретать себе такие устройства.
  • Мобильное устройство – это и смартфон, и телефон. Оно практически всегда находится близко к пользователю, что позволяет использовать его в случаях, когда невозможно или неудобно использовать "большие" машины.

В целом, можно выделить 4 основных направления развития:

Игры

Игры на мобильных телефонах были давно, и, по сути, характер большинства сильно не изменился. Они, как правило, не предлагают развернутого сюжета или сложного геймплея. Хотя, безусловно, есть и такие, но их не слишком много. Вместо этого, они позволяют пользователю быстро и легко скоротать некоторое количество свободного времени.

Важно также понимать специфику обращения пользователя с приложением на смартфоне (и со смартфоном в целом). В отличие от работы с настольным компьютером, где пользователь усаживается в кресло и уделяет компьютеру длительный непрерывный промежуток времени, смартфоном многие пользуются "на бегу", то есть взаимодействие состоит из серии быстрых шагов достал-посмотрел-нажал-спрятал. Это происходит пока человек идет, пока стоит в очереди и в других подобных ситуациях, когда времени на взаимодействие может быть немного.

Встречаются подходы, когда для игры создается определенный программный каркас, который практически идентичен для всех игр определенной серии, и затем просто меняются декорации. В качестве примера можно посмотреть на популярные игры серии "room escape" – по сути одна игра отличается от другой только сочетанием задачек.

Социальные приложения

Социальные приложения на смартфонах – это логическое продолжение самой идеи телефона как средства связи. Однако социальные приложения позволяют не ограничивать эту связь звонками. Человек является социальным существом, и это находит отражение в том, что даже такие "несоциальные" приложения как, скажем, браузер, имеют социальные функции, например "поделиться ссылкой". И возможности общения этим не ограничиваются, так как практически любое социальное взаимодействие можно перенести на смартфон, то есть, фактически, поместить пользователю в карман.

Приложения, основанные на работе датчиков

Интересная особенность этих приложений заключается в том, что эти приложения уже могут предложить пользователю то, что настольный компьютер не может предложить в принципе. В частности, это приложения, опирающиеся на местоположение пользователя и на информацию гироскопов/акселерометров устройства. Эту группу можно грубо разделить на навигационные/картографические и фитнес приложения.

Некоторые специализированные приложения для бизнеса

Если говорить о перспективности разработки и конкуренции, то ситуация с мобильными приложениями складывается довольно любопытная. Мобильные платформы предоставляют огромное количество возможностей взаимодействия с пользователем, и оно постоянно растет. Еще 3-4 года назад вынести часть функционала смартфона из, собственно, смартфона не представлялось возможным. Сегодня на рынке появились "смарт-часы", которые, по сути, также представляют мобильные устройства, позволяющие еще больше расширить возможности взаимодействия.

Также, в силу определенных свойств носимых устройств, таких как не слишком большая вычислительная мощность (средний смартфон сильно уступает десктопу), малый запас автономного питания, небольшой экран и то, как пользователь взаимодействует со своим смартфоном, сложность приложений не может расти бесконечно. То есть существует определенный потолок разумной функциональной сложности массового приложения.

Резюмируя, можно говорить о том, что с одной стороны, количество возможностей растет. Причем количество игроков растет медленнее, и часто новые игроки просто пытаются копировать имеющиеся решения. При этом в силу того, что собой представляют мобильные приложения, затраты на то, чтобы выйти на рынок, достаточно скромны: среднее приложение разрабатывается за пару месяцев парой средних разработчиков. Таким образом, количество свободных ниш огромно, а затраты на попытку эти ниши занять не слишком велики.

архитектор мобильного ПО

Алексей Лосич
архитектор ПО/мобильного ПО

 

Материал использован в журнале Бизнес Fun
PDF-версия: http://bit.ly/1is42iE