Mobile Bank. How To

28.09.2012

Опубликовано в: ПО для банковБаза знаний

Информационный портал banki.ru назвал 2011 год годом интернет-банка. Однако для современного пользователя возможности совершать базовые транзакции, сидя за компьютером, уже не достаточно, поэтому наиболее продвинутые банки сделали акцент на внедрение соответствующих приложений для смартфонов. Не сильно ошибусь, если 2012 год назову годом мобильного банка. Многие представители отрасли вынуждены следовать этим новым стандартам. Банки задаются вопросом, как лучше всего это сделать. Наша компания на собственном опыте убедилась, что многие не знают, как действовать при внедрении мобильного банка. Этот пост расскажет вам о том, какие ключевые шаги необходимо предпринять для успешного внедрения системы в вашем банке.

Весь процесс можно условно поделить на 4 этапа:

Позиционирование

На этом этапе определяется цель, которой необходимо достичь через внедрение мобильного банка, рисуется профиль клиентов-пользователей системы. При определении цели все варианты можно для удобства разбить на две большие группы:

  • не отстать от рынка (дать своим клиентом что-то, что, как минимум, предлагают конкуренты)
  • сделать что-то уникальное (привлечь к себе клиентов функциональностью и индивидуальным исполнением)

Кстати, по аналитике CNews Analytics, 32,7% банков из топ 100 предпочитают вести собственную разработку, остальные используют готовые решения.

Запрос предложений

Для того чтобы грамотно сформировать запрос предложения (RFP), необходимо четко определить функциональные и нефункциональные требования, предъявляемые к будущей системе. Продумайте необходимые модули и функции, ответьте на вопрос «Что же должен уметь делать мобильный банк?» Решите, какой производительности вы хотите добиться от системы, сколько людей будет с ней работать, какая будет нагрузка, какова ее доступность. На этом этапе важно учесть мнения различных департаментов банка (и безопасности, и розничного бизнеса, и маркетинга и т.д.). Очень полезно также построить roadmap развития дистанционных банковских услуг, чтобы представлять себе, куда будут двигаться интернет и мобильный банк через год, через 2 года и т.д.

Важно понимать, что само мобильное приложение или пользовательский интерфейс интернет банка, т.н. фронтальная часть, – это лишь верхушка айсберга. Основные затраты на внедрение этих систем идут на интеграцию с внутренностями банка. Мы настойчиво рекомендуем банкам как можно детальнее описать свою инфраструктуру при формировании запроса предложений. Наличие интеграционной шины, АБС и процессинг, существующий интернет-банк, центр аутентификации, CMS и CRM – это все то, с чем придется интегрироваться поставщику решения. Дайте поставщику возможность четко спланировать и оценить свои возможности и стоимость разработки. Кстати, в запросе желательно сразу указать требования к сопровождению:

  • кто будет дорабатывать систему (исполнитель или банк)
  • требуемый уровень Service Level Agreement
  • требования к сборке и распространению
  • договора поддержки с вендорами базового ПО
  • по какой схеме будет вестись взаимодействие с поставщиком

Все просто: чем меньше неопределенность в запросе ценового предложения, тем меньше стоимость и сроки, и, соответственно, тем меньше риска у банка получить не то, что он ожидает. Здесь мы рекомендуем начать предварительные проработки, либо пригласить консультанта, либо даже выбрать одну-две компании, которые уже работают в этой области, поэтому смогут сразу помочь банку сформулировать правильное предложение.

Выбор предложения

Сделали запрос ценовых предложений, получили эти предложения, теперь необходимо сделать выбор. При выборе поставщика решения необходимо учитывать, что известно о компании, о ее опыте внедрения, используемых технологиях и обеспечении безопасности. Не последнюю роль играют рекомендации коллег. Однако из личного опыта могу сказать, что примерно на 50% решение зависит от предложенной цены. Мы попытались объединить все факторы в приводимую ниже диаграмму.

qulix mobile banking pricing

Мы разложили всю стоимость на 4 года, чтобы показать динамику. Единичка – стоимость продукта или стоимость внедрения, обычно закладывается на первый год, когда идет, собственно, внедрение. Дальше идет сопровождение, и вот тут начинается интересное. Некоторые предлагают клиентское лицензирование – готовые платформы, куда банк подключается: там он получает готовый функционал, но при этом платит за транзакции. Возрастающая кривая на диаграмме – это стоимость за транзакции, а цифра 5 – клиентское лицензирование. В идеале банку, конечно, не хотелось бы платить ни за рост клиентской базы, ни за увеличение транзакций в своей системе, поэтому при оценке ценового предложения нужно учитывать, какие скрытые условия заложены в цену. Еще один немаловажный фактор – стоимость доработки. Банк должен определиться, хочет он это делать сам либо отдать на поставщика решения.

Внедрение

В силу сложности и информационной, и организационной структуры банков, исключительно важно правильно организовать процесс внедрения решения. Правильно организованный процесс – это залог успеха. Рекомендуемая структура: на стороне банка – руководитель, координатор и эксперты (маркетинг, ИТ, безопасность, розничный бизнес), на стороне поставщика – аналитик, руководитель и архитектор. И взаимодействие между этой группой/этими группами людей желательно построить в очень четком структурированном виде, чтобы не было разброса информации, параллельного дублирования, копирования и т.д. Именно под четким руководством и контролем можно добиться хорошего, эффективного внедрения мобильного банка.

qulix mobile banking processes

Свои вопросы оставляйте, пожалуйста, в комментариях.

Валерий Тихонович